«Бурлаки на Волге», как зеркало российской экономики

Поделиться

Одно из самых знаменитых творений И. Е. Репина – картина «Бурлаки на Волге» потому и является классическим шедевром, что в любые времена и эпохи она чётко характеризует Российское общество и страдания, которые испытывают представители разных сословий этого общества, тянущие свои лямки.

 

Посмотрим на полотно глазами современных граждан России, знающих не понаслышке о том, что такое лямка и как её тянут.

В общем, на картине изображена группа измождённых людей, тянущих баржу, преодолевая силу течения реки. В этой концепции легко с баржей с ассоциировать российскую экономику, а с бурлаками – представителей разных сословий современного российского общества. По изображённым на картине одеждам становится понятно, что тянуть такую лямку человека может толкнуть только крайняя бедность. Яркая фраза из школьных учебников «у бурлаков рубахи настолько ветхие, что лямка протирает одежду насквозь» чётко описывает до чего довела представителей современной России их лямка.

В конце вереницы бурлаков находятся представители классов, которые смерились со своей судьбой и тупо тянут свою лямку, не собираясь, что-либо менять в судьбе, но при этом их вклад в вытягивание экономики России из кризиса мизерный. Это могут быть осуждённые, пенсионеры, люди предпенсионного возраста, рабочие заводов, которым не достался госзаказ, офисный планктон, особенно те, кто попал под сокращение или оказались без работы выпав из разорившихся флагманов российского бизнеса.

В середине колонны бурлаков представители молодёжи, врачей и учителей, так называемого среднего класса, представителей мелкого бизнеса и высоко квалифицированные специалисты. Одни бьют себя в грудь, другие покоряются тяжкой судьбе, третьи философски спокойны, так как понимает, что их труд, как ни был бы он тяжёл, единственный способ накормить свои семьи, пробиться в жизни, пережить кризис, даже если лямка протрёт одежды и начнёт втираться в тело.

В начале колонны представители более уверенных в себе классов. К ним можно отнести полицию, военных, крупный бизнес, ну и конечно же наш авангард – чиновников. В силу своей уверенности, опыта и накопленного жирка, они не столкнулись, пока, с тяжёлыми последствиями кризисных явлений и уверены, что не могут оказаться в середине или, тем более, в конце колонны. Более того, некоторые из них честно продолжают тянуть баржу по обмельчавшей от отсутствия западных кредитов экономике. Некоторые же персонажи позволяют покурить трубку, пока остальные всю нагрузку принимают на себя. При этом, все участники, находящиеся в начале колонны, спокойны, в силу большой усталости и безразличия. К курящем и сачкующим они отнесутся с пониманием, им тоже можно чуть-чуть передохнуть, что часто присуще сытым.

 

И только центральный персонаж – вождь и кормчий нашей экономики продолжает шагать со знанием дела. Он думает, что точно знает, как рассчитать силы, поэтому ступает ровно и не видя тех кто в середине и в конце колонны, надеется, что лямка ещё не врезалась в кожу представителям разных классов, и что они, так же как и он, знают, куда идут и верят, что жизнь будет прекрасна не смотря на поднятые налоги, участившиеся проверки, посадки, поборы в образовании и в медицине, задранные ставки кредитов. На вожде, не смотря на жару, плотная одежда, потому, что в отличии от других он может себе её позволить и знает, что лёгкая рубаха быстро износится на такой работе и лямка вопьётся в тело. Но даже и в его взгляде отразились и усталость, и даже некоторая безысходность!  Тем не менее, ему некуда деваться, и он уверен, что дорогу осилит идущий.

Однако, если смотреть на картину, как на зеркало российского общества и экономики, то куда интереснее рассматривать не портреты персонажей, а общую картину того где и как происходит всё это действо!

Зная простейшие законы физики мы понимаем, что если бурлаки будут идти вдоль берега, то баржу постоянно будет уводить к берегу и в конце концов наша экономика упрётся в берег, как не рули.

Согласно законом физики, чтобы баржа шла с максимальным КПД, нужно, чтоб на другом берегу, такая же вереница бурлаков помогала тянуть её в своём направлении. Это могли бы быть представители креативных классов: высоко-технологичные производственники, цеховики, если хотите, научная и культурная интеллигенция, фрилансеры, левши. Не в картине Репина, ни в Российской экономике этого нет!

Кроме того, разглядев картину, можно заметить, что в дали идёт пароход, на паровом ходу, не пользуясь услугами бурлаков, и также без их помощи, по течению, неподалёку (т.е. в ближнем зарубежье) идут корабли на парусах. Но экономика, которую тянут наши сограждане, паруса свернула, плывёт в противоположную сторону, чем парусник и пароход (у России же свой путь!) и тянут её не профессиональные капитаны, а бурлаки, ступающие по песку и пробуксовывающие в нём протекторами своих лаптей. Кроме того, ветер, под которым идёт парусник дует в одну сторону, дым от прохода сдувает в другую, а российский флаг почему-то перевернуло и сдувает в третью!

Но и на тот, третий, ветер наша экономика не хочет опираться, и свернув паруса, продолжает тупо двигаться к берегу, доверяя своему капитану...

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Частичное либо полное копирование материалов сайта разрешается только с согласия администрации
Фомин Игорь Николаевич, 2013 - 2017 гг.